×
Возможно вы хотели посмотреть город Санкт-Петербург?

Почему паркинги в новостройках пустуют

Почему паркинги в новостройках пустуют

В Петербурге сложилась уникальная ситуация: парковочных мест во дворах домов не хватает. Машины стоят у подъездов, на газонах и на детских площадках. А вот подземные паркинги в новых домах раскупаются неохотно – 30-40% мест пустуют, хотя застройщики продают их почти по себестоимости. Сколько стоит, когда выгоден и во сколько обходится эксплуатация паркинга, рассказывают специалисты УК «Эрмитаж».
Согласно данным «Автостат» в 2019 году в Ленинградской области зарегистрировано 0,5 млн автомобилей, а в Северной столице – 1,7 млн авто. Если учесть, что многие жители Ленобласти приезжать работать в Петербург, то можно предположить, что по улицам города каждый день ездят не менее 2,2 – 2,3 млн машин. И их нужно где-то парковать. Днем – возле магазинов и бизнес-центров, а вечером – у жилых домов.

«Дефицит парковочных мест на улице наблюдается во всех густонаселенных районах Петербурга – и в центре, и в районах с проектами комплексного освоения территорий, такими как Кудрово, Мурино, Каменка», – рассказывает Татьяна Кочеткова, генеральный директор управляющей компании «Эрмитаж».

По типу различают подземные паркинги в многоквартирных домах, надземные многоуровневые парковки, которые, как правило, стоят отдельно от дома и плоские уличные парковки, которые являются гостевыми и чаще всего бесплатными. Основные конфликты и неудобство жителей происходят, как раз, из-за недостаточно количества мест на бесплатных парковках возле многоквартирных домов. Основная причина такой ситуации – подземные и крытые паркинги стоят дорого и окупаются долго – 10-15 лет, хотя застройщики продают их чуть ли не по себестоимости. «При строительстве многоквартирного дома эконом- и комфорт класса, если застройщик будет отдавать предпочтение плоской парковке, то это «съест» часть площадей и так дорогого пятна под застройку, а строительство подземного паркинга – это большие расходы. Проектирование, геодезические исследования, подземные работы – все это дорого обходится. Немаловажно и то, что в таком случается уменьшится площадь для прогулочных зон и детских площадок, уменьшится социальная инфраструктура дома. А продавать паркинг приходится почти по себестоимости – от 300 000 рублей на этапе строительства с различными скидками до 700 000 – 1,5 млн рублей, если речь идет о семейном паркинге (сдвоенное место меньшей площади, чем 2 стандартных)», – говорит Татьяна Кочеткова.

Немного иначе ситуация обстоит в сегменте бизнес и элит – там паркинги могут стоить от 3 млн рублей и более, но раскупаются почти сразу. Хотя затраты на их строительство в любом из сегментов практически одинаковые, различия могут проявиться в отделке, в функциональности установленных СКУД, в предусмотренных местах для охраны. Кроме того, это вопрос комфорта самого собственника: намного удобнее и безопаснее подниматься в квартиру из закрытого охраняемого паркинга, особенно если при этом рядом дети или покупки в руках.

«Сроки окупаемости паркинга с учетом расходов на эксплуатацию составляют от 10 до 15 лет в некоторых случаях, поэтому многие жильцы рассматривают аренду. Она может составлять от 2,5 тыс. рублей для крытого многоуровневого паркинга до 15 000 рублей в месяц для подземного. Разброс цен очень большой. Принимая решение о том, покупать или арендовать паркинг, надо учитывать, сколько лет вы планируете жить в этом районе, хотите ли переехать в другой город, насколько угоняемая у вас марка машины и многое другое», – отмечают в УК «Эрмитаж».

Сколько должно быть?
Когда проектируется дом, застройщик должен обеспечить жителей парковочными местами исходя из городского норматива. Расчетный показатель обеспеченности местами для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта при подготовке проекта Генерального плана Санкт-Петербурга составляет 420 мест для стоянки на 1000 человек. При планировке жилой застройки минимальный норматив составляет одно место для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта на 80 кв.м общей площади квартир. «В целом, в проектах эконом и комфорт-класса застройщики стараются обеспечить минимальный норматив. Перед застройщиком всегда возникает дилемма – ему необходимо выделить место и на гостевую парковку и, например, на крытую. Все это снижает для него инвестиционную привлекательность проекта», – говорит Татьяна Кочеткова.

В итоге, мест, например в стандартных домах эконом и комфорт класса хватает на 20-35% квартир. В домах бизнес-класса на 50% квартир, в сегменте элитной недвижимости нормой считается 2 машиноместа на квартиру.

«Несмотря на то, что в домах эконом-класса и комфорт-класса паркинги предусмотрены не на каждую квартиру, они зачастую остаются невостребованными. Поскольку покупка паркинга на этапе строительства для будущего жильца все равно остается дорогой, если он взял квартиру, например, в ипотеку. Кроме того, такое жилье часть рассматривается собственниками как инвестиционное, соответственно, приобретенные квартиры сдаются в дальнейшем аренду. В таком случае собственнику неинтересен паркинг. В итоге 20-30% мест и более в эконом-сегменте на подземной парковке либо пустуют, либо покупаются в течение 2-3 лет после сдачи дома», – отмечает Татьяна Кочеткова.

Осторожное управление: легко ли обслуживать паркинги?
Управляющие компании с осторожностью берут паркинги в эксплуатацию, поскольку в законодательстве до сих пор есть пробелы, которые могут поставить УК в невыгодное положение.

«Стандартные услуги, которые оказывает управляющая компания при обслуживании паркинга: уборка территории, эксплуатация систем вентиляции, лифтов, отопления (если есть), пожарной сигнализации и диспетчеризации. Эксплуатация ворот и организация пропускного режима, как правило вместе со службой охраны. А также УК отвечает за бесперебойное обеспечение паркинга всеми необходимыми ресурсами – электричеством, теплом», – рассказывает Татьяна Кочеткова.

По данным УК «Эрмитаж» эксплуатационные расходы и содержание парковочного места в подземном паркинге в доме комфорт-класса могут составлять около 1 000 – 2 000 рублей в месяц, не считая расходов на ресурсы . Вопрос, который часто волнует автовладельцев: кто отвечает за угнанный автомобиль, достаточно щекотливый.

«Ответственность за какие-либо случаи порчи или угона авто должна быть прописана в договоре между собственниками парковочных мест и управляющей организации. Единой практики нет. Охранные предприятия неохотно идут на заключение договоров, где предусмотрена ответственность на случай угона охранной фирмы. При этом, часто для охраны вовсе нанимаются “сторожи”, которые в принципе не могут нести ответственность, в большинстве случаев, за угон авто», – отмечает юрист и блогер Дмитрий Бурняшев.

Отдельная интересная ситуация возникает, если кто-то хочет приобрести паркинг в жилом доме для сдачи в аренду, а квартиры, например, у этого собственника в доме нет. Тогда он должен понимать, что ему все равно придется оплачивать содержание общего имущества дома.

«Собственник машиноместа с точки зрения жилищного законодательства приравнен к собственнику квартиры или нежилого помещения в доме. А это означает, что собственнику машино-места принадлежит доля в праве на общее имущество в доме согласно ст. 36 ЖК РФ», – говорит Дмитрий Бурняшев.

В итоге собственник такой недвижимости, обязан платить за содержание общего имущества дома (в том числе и лифт, если такой есть в доме, подъезд в доме и иное общее имущество), текущий ремонт общего имущества (например, в эту строку входит помимо прочего ремонт крыши), услуги управления (оплата услуг управляющей организации) иные платежи, установленные решением общего собрания.

В УК «Эрмитаж» отмечают, что среди законодательных пробелов, мешающих качественной эксплуатации паркингов и отсутствию юридических разногласий остаются достаточно серьезные недоработки. Так, действующим законодательством вопросы несения расходов на содержание общедомового имущества предусмотрены положениями Жилищного и Гражданского кодексов РФ по отношению к многоквартирным жилым домам. «На практике возникает проблема, что к нежилым помещениям, в частности, отдельно стоящим паркингам, такие нормы и положения не подходят и приходится применять аналогию закона, – объясняет Татьяна Кочеткова из УК «Эрмитаж». – Так для наличия кворума при проведении общего собрания собственников жилых и нежилых помещений (встроенного паркинга) и соответственно заключения договора управления с УК достаточно принятие участия более 50% собственников от числа всех помещений в многоквартирном доме. А чтобы заключить договор управления с отдельно стоящим нежилым помещением (паркингом) управляющей компании необходимо заключить договор управления со всеми собственниками парковочных мест, что на практике в большинстве случаев становится невозможным». Поэтому законодатель в данном случае разрешает применять аналогию закона с жилыми помещениями, однако в самом законе это четко не регламентировано. В большинстве случаев парковочные места в паркингах продаются в долевую собственность, без привязки к определенному номеру в самом паркинге. Указанное влечет за собой невозможность идентифицировать собственника того или иного парковочного места до тех пор, пока сам собственник не предоставит в управляющую компанию Акт приема-передачи парковочного места, в котором будет указан его условный номер.

Также возникает проблема в доставке и передаче собственникам квитанций управляющей компании по обслуживанию паркинга. «Поскольку машинно-места ящиками почтовой корреспонденции не оборудованы, а возможно в самом доме собственник квартиры не имеет, либо машинно-место вообще находится в отдельно стоящем паркинге, возникает проблема в получении и соответственно оплате указанных квитанций», – отмечают в УК «Эрмитаж».

Парковка для всех или все таки нет?
Паркинги появились в России относительно недавно и разногласия могут наступать у их владельцев и у тех, у кого паркинга нет в самых разных случаях. Так, как рассказывают в УК «Эрмитаж», зачастую собственники машинно-места встроенного паркинга стараются запретить сквозной проход по паркингу собственников жилых помещений, у которых машинно-мест не имеется. «Мало кто понимает, что управляющей компании приходится лавировать между интересами собственников парковочных мест и собственников жилых помещений, защищая права и законные интересы обеих сторон», – говорит Татьяна Кочеткова. Прямое назначение паркинга – хранение автомобиля длительное время. Однако собственники полагают, что свое машинно-место можно использовать не по прямому назначению, а для хранения различного имущества. Так, к примеру, зачастую собственники помимо автомобиля на постоянное хранение оставляют резину, коляски, велосипеды, коробки с вещами и т.п., используя свое место в качестве кладовой. «Все это противоречит правилам противопожарной безопасности и управляющая компания, как лицо ответственное за данную безопасность, вынуждена бороться с подобными вещами, иногда рискуя встретить недопонимание и агрессию со стороны собственников», – резюмруют в УК «Эрмитаж».

Оставить комментарий

Ваш E-mail и телефон не будет опубликован.

Предыдущая новость
Апартаменты помогут реализовать туристический потенциал Петербурга
Следующая новость
94 процента элитных домов, сдаваемых в аренду, располагаются на Белорусском и Рижском направлениях

Акции и Спецпредложения

Все спецпредложения

Похожие записи

Подпишитесь на рассылку

Предложения месяца