Новостройки по новым правилам
25 июня прошел круглый стол BN.ru «Новостройки после 1 июля. Игра по новым правилам», в ходе которого эксперты рынка – девелоперы и риэлторы обсудили новые изменения в законодательстве о долевом строительстве и их последствия для рынка недвижимости.
В рамках дискуссии речь на круглом столе шла о готовности застройщиков переводить свои стройки на проектное финансирование, о работе с эскроу-счетами и о последствиях этого перехода для рынка недвижимости.
Как подчеркнул заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов, основной тренд последних двух лет – это попытки застройщиков понять перспективы своей работы в условиях постоянно меняющегося законодательства. С приближением 1 июля некоторая определенность на рынке наступила. «По большинству объектов, которые сейчас находятся в продаже, застройщики сумеют подтвердить готовность работы по старым правилам. Но все новые объекты, выходящие на рынок, должны будут переходить на счета эскроу», – говорит Александр Свинолобов. По его мнению, все плюсы и минусы нового этапа развития строительной отрасли проявятся в перспективе двух-трех лет. Но некоторые негативные моменты очевидны уже сейчас. В частности, застройщики будут вынуждены сокращать строительный цикл, что не лучшим образом может сказаться на качестве продукта.
Директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова уверена, что большинство застройщиков сейчас выбрало выжидательную позицию и это самая верная тактика в условиях неустойчивого законодательства. Большинство компаний рассчитывают остаться на старых правилах, чтобы получить передышку и понять свои дальнейшие перспективы работы. «В течение полутора-двух лет никаких потрясений не будет, но рынок станет сокращаться и по числу игроков, и по объемам предложения. Цена квадратного метра будет расти и делать жилье менее доступным», – уверена она.
Директор по маркетингу Mirland Development Corporation Елена Валуева не видит проблем с переводом строек на проектное финансирование. Но полагает, что этот переходный период может занять до двух-трех лет, в течение которых банки и застройщики должны научиться работать в новых условиях. «В частности, банки смогут набрать и обучить штат строительных экспертов, для того чтобы контролировать строительство. Сейчас банки к этому не готовы», – считает она. По мнению эксперта, резкого ухудшения качества новостроек не произойдет – конкуренцию за покупателя никто не отменял, а застройщики по-прежнему заинтересованы в поддержке репутации. Скорее всего, на рынке новостроек будет больше использоваться типовых и экономичных решений.
По словам руководителя отдела продаж Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город») Софии Мамедовой, все попытки застройщиков подготовиться заранее и во всеоружии войти в 1 июля оказались невозможными ввиду отсутствия информации. Ни законодатель, ни банки-партнеры не смогли разъяснить застройщикам, как им дальше работать. Тем не менее сейчас уже ясно, что переход на новые правила игры для многих игроков не будет глобальным потрясением. «Мы давно работаем с проектным финансированием, нам доверяют ведущие банки. Сейчас в абсолютно спокойном режиме переходим на эскроу-счета в трех из десяти наших проектов», – рассказала она.
Генеральный директор «Первого центра новостроек» Дмитрий Рубин уверен: цены на строящееся жилье продолжат свой рост. Новое законодательство отрезало для застройщиков все возможности дополнительного финансирования строек. «Цена квадратного метра продолжит расти. И это ляжет на плечи потребителя. В целом подорожание на рынке эксперты оценивают примерно в 25%, причем 15% из них рынок уже отыграл с прошлого года», – отметил он. По его мнению, вслед за новостройками цены на жилье будут подтягивать наверх и продавцы на вторичном рынке жилья.
При этом все эксперты подчеркивают, что доходы у населения падают и потребитель не готов к дальнейшему резкому ценовому росту на рынке строящегося жилья. Руководитель отдела рекламы и продвижения Ярмарки недвижимости Надежда Ивашина представила основанную на опросах граждан аналитику. «На каждом мероприятии мы проводим маркетинговый опрос покупателей, в частности, их планируемого бюджета покупки. Последние четыре года этот показатель рос от выставки к выставке. Но весной этого года мы впервые зафиксировали, что покупательские возможности и бюджет планируемой покупки остались на уровне 2018 года», – говорит Надежда Ивашина.
Генеральный директор «Петербургского дома недвижимости» Ольга Ананишнова полагает, что в условиях меняющегося рынка усиливается роль профессионалов. «Если провести опрос граждан, которые ни разу не покупали квартиру, то для них слово „аккредитив“ будет таким же непонятным, как и термин „счет эскроу“», – считает она. Сейчас задачей профессионалов будет не только объяснять про качество продукта, но и рассказывать о том, что происходит на рынке новостроек.
Блогер, основатель сообществ в соцсетях под названием «Обозреватель новостроек Санкт-Петербурга» Владимир Вьюгов рассказал про новые каналы продвижения на рынке недвижимости. По его мнению, все более эффективной становится реклама в популярных соцсетях – на YouTube, в Instagram, ВКонтакте, Facebook. В частности, съемка видеороликов, блоги по недвижимости могут стать эффективными каналами продаж для застройщика.